Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования: «Развитие эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы».
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является в настоящее время одной из актуальных. Современное общество получает информацию не из книг, а из сети Интернет; практически исчезла практика семейного чтения, а от этого страдают, прежде всего, дети. На данном этапе встает проблема овладения народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А.Флерина[28] отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Объект исследования – речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: формирование эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, занимаясь по учебникам и компьютеру, он уже никогда не полюбит художественную литературу.
Цель нашего исследования: выявление особенностей формирования эмоционально-выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы.
Исходя из цели, нами были поставлены задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть особенности формирования эмоционально-выразительной речи у детей раннего возраста;
- выявить способы приобщения детей раннего возраста к произведениям художественной литературы.
Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К.Д.Ушинский[27], О.Н.Никифоровой[23] А.П.Усова[26], Е.И.Тихеева[24], О.С.Ушакова[25]. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д.Б.Эльконина[31], А.В.Запорожца[15], Н.С.Рождественского[34] и других, которые уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.
По мнению Л.С.Выготского[8], А.В.Запорожца[15] и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т. ч.произведениями художественной литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 31 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Речевое развитие детей раннего возраста как научно-педагогическая проблема
Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все пять образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах непосредственно образовательной деятельности.
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, что в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст (от рождения до 3–х л.) является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие :
- владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами;
- понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 280 с.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1997. – 304 с.
4. Арушанова А. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения. Дошкольное воспитание – 1994, №12, с33.
5. Астафьева О. Детская литература. Выразительное чтение / О. Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. - 272 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 210 с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста / С.С. Бухвостова. Курск: Академия Холдинг, 1976. -178 с.
8. Выготский Л.С. Детская речь. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
9. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2010. – 301 с.
10. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
11. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДетствоПресс, 2007. – 472 с.
12. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. - с. 56.
13. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. – М.: МГЗПИ, 1990. – 110 с.
14. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М., 2005, с.23.
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.
16. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1990. – 121 с.
17. Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года. – М., 1995. – 130 с.
18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб.: Сага, 2002. – 224 с.
19. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
20. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами. – М., 1999. – 73 с.
21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1996. – 144 с.
22. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 230 с.
23. Никифорова, О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. / О.И. Никифорова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 85 с.
24. Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку. / Н.С. Рождественский, В.А. Кустарева. - М.: Просвещение,2010.-348с.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1991. –159 с.
26. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
27. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. – 190с.
28. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Т. 7: Родное слово. Год третий. - Руководство к преподаванию по «Родному слову». - 360 с.
29. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1961. - 27 с.
30. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. М.: АСТ. 2008. 222 с
31. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1998. – 523 с.